По Федеральному закону об ответственном обращении с животными с 1 января 2020 года во всех регионах должны быть построены и заработать приюты для безнадзорных животных. Правительство России после принятия Закона “Об ответственном обращении с животными” грозилось растрясти региональную мошну и утвердить порядок и положение об этих приютах. Но положение о приютах, насколько я знаю, до сих пор так и нет. Принята только методичка о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, обязательная для исполнения во всех субъектах (то есть, городах и весях) Российской Федерации.

И вот теперь некоторые, особо хитровымудренные власти на местах утверждают, что без федерального положения о приютах невозможно посчитать, какая сумма потребуется на проектирование, строительство и содержание собак. То есть, они как бы не знают, сколько квадратных метров должно приходиться на один хвост, как нужно кормить, какие в целом требования по содержанию должны быть в управляемых ими регионах.

Но вся эта чиновничья брехня аргументом не является. И вот почему – давно есть Типовые положения о приютах для содержания безнадзорных животных во многих регионах, есть даже ГОСТ на приюты-передержки. А то, что если в регионе нет такого положения, то это проблема региона, о которой пока не знают в Москве. 

Например, бывший прокурор г. Ельца Федосеев был со мной солидарен, что отсутствие Порядка отлова и содержания безнадзорных животных, в частности собак, не соответствует п.п. 4.8, 4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарные правила ВП 13.3.1103-96 “Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство” (утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 18 июня 1996 г. N 23 и Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 г. N 11).  И даже направлял мэру Панову эту информацию для «рассмотрения и принятия мер в пределах имеющихся полномочий». Ну, мэр и проявил свои полномочия – забил болт на «эту информацию». Надо было идти в суд, но у меня в то время были другие проблемы, увы.

Сейчас в Липецкой области чиновники прячутся за ворох отписок и не желают ничего менять в отловах – их вполне устраивает, что всех собак убивают дротиками с дитилином. Следует заметить, что в Липецкой области уже был утвержден порядок отлова, который отменили из-за моих обращений с указанием на то, что этот самый порядок не выполняется. Власти быстренько смекнули, что проще отменить порядка отлова и содержания, чем его выполнять.

В результате, когда в Липецке губернатор Королев отменил Порядок отлова и содержания безнадзорных животных, то мне стали бодро посылать отписки все липецкие инстанции с аргументом, что “на нет и суда нет”. Конечно же, есть ещё и Федеральные законы, поэтому я не  оставлял власть в покое и требовал их соблюдения. Только вот руки у меня не всегда доходили на эту бескорыстную общественную обузу – разговаривать с властью на их юридической зауми с помощью бесконечных заявлений.

А теперь вашему вниманию некоторые из аргументов, почему власть обязана строить передержки, пункты временного содержания или приюты.

Как вы должны знать, субъектам Российской Федерации уже давно передано право (раньше это были полномочия исключительно Федерации, а не её субъектов) осуществлять самостоятельно мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также наделять названными полномочиями органы местного самоуправления. 
Но муниципальные образования не только имеют право, а также и обязаны осуществлять переданные государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет финансовых средств, представленных в виде субвенций из областного бюджета. А не из кармана частных лиц, общественных организаций или ловецких контор, как утверждают местные хитрозопые чинуши. Ниже некоторые из этих законов, норм и правил, обязательных к исполнению.

1.Пунктом п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на их территориях.

2. Согласно п.п. 9.2, 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей» мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают, в т.ч., регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства. Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова И СОДЕРЖАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ПИТОМНИКАХ, вакцинации отловленных животных от бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Аналогичные предписания содержатся в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», закрепляющих требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний, исполнение которых является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ на всей территории Российской Федерации в том числе для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления.

4. В силу п.п. 8.2, 8.4.2 вышеуказанных Правил, организация профилактических мероприятий за эхинококкозами включает регулирование содержания бродячих собак, их дегельминтизацию путем отлова и СОДЕРЖАНИЯ в специальных питомниках отловленных животных. При реализации региональных программ, комплексных планов санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 10.6 данных Правил также предусмотрено регулирование численности бродячих собак в населенных пунктах в качестве мероприятия по профилактике аскаридоза, трихоцефалеза и токсокароза.

5. Согласно ветеринарным правилам в целях предупреждения профилактики бешенства человека и животных безнадзорные кошки и собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову (п. 4.8); покусавшие людей или животных собаки, кошки и другие животные (кроме явно больных бешенством) подлежат немедленной доставке владельцем или специальной бригадой по отлову безнадзорных собак и кошек в ближайшее ветеринарное лечебное учреждение для осмотра и карантинирования под наблюдением специалистов в течение 10 дней (п. 4.2); по окончании срока карантинирования клинически здоровые животные после предварительной вакцинации могут быть возвращены владельцам — при условии их изолированного содержания в течение 30 дней, животных, заболевших бешенством, умерщвляют (п. 4.5).

6. Гражданским законодательством предусмотрено аналогичное правовое регулирование отношений с безнадзорными животными. В силу прямого указания ст. 230 Гражданского кодекса РФ задержавшее безнадзорных животных лицо или лицо, которым такие животные переданы на содержание и в пользование, обязаны принять меры к их надлежащему содержанию. Согласно п. 1 ст. 231 Гражданского кодекса РФ если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Итак, буквальное толкование всех приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что федеральный законодатель, регламентируя вопросы, касающиеся безнадзорных животных, предусмотрел не только их отлов, но в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ в специальных местах. При этом все местные законы, подзаконные акты и постановления не должны противоречить федеральным законам и Конституции РФ, в противном случае федеральные законы имеют преимущественное действие.

Естественно, что отсутствии мест размещения и содержания собак означает не только незаконность оплаты услуг подрядчика по содержанию животных, но и незаконность их отлова.

Увы, как показывает практика, прокуратурам плевать на нарушения законов, если это затрагивает интересы местных царьков – то бишь, местных чиновников. Поэтому, если прокурор не желает заниматься своими обязанностями по контролю исполнения законодательства российского, то надо подавать иск в суд, а на бездействие прокурора писать в Ген. прокуратуру.

Разумеется, иск в суд, как и заявление прокурору, должны быть составлены надлежащим образом, без эмоций и бездоказательных воплей. Я понимаю, как сложно удержаться, чтобы не обматерить культурно живодеров из отлова и их покровителей, я и сам порой впадаю в такую ненужную лирику, составляя официальные обращения, но уверяю вас – это лишнее.

Судье же при поступлении иска ничего не останется делать, как обязать администрацию вашего муниципального поселения построить на его территории пункт временного содержания для безнадзорных животных. Причем, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, указанные работы должны быть произведены в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Сергей Боев

Комментариев нет.

Добавить комментарий